Москва

Карен Шахназаров: «Управлять Москвой — как рулить огромным самолетом»

— В 2016 году правительство Москвы учредило конкурс для режиссеров «За создание образа Москвы в киноискусстве», в этом году главный приз достался Анне Меликян за фильм «Про любовь». Как вы считаете, нужен ли такой конкурс? Вообще нужно ли популяризировать образ Москвы в кинематографе или достаточно советской классики?

— Образ Москвы существует и в советском, и в современном российском кино. Я не думаю, что это нужно поощрять в виде премии. Понятно, что Москву много снимают и будут снимать: это главный город нашей страны и одна из мировых столиц. Огромное число картин про нее было, есть и будет вне зависимости от премий. Есть картины, которые передают дух столицы максимально точно — «Я шагаю по Москве» или «Москва слезам не верит». В них есть атмосфера столицы, хотя никакие величественные здания не снимались. Но это вопрос таланта автора. В конце концов, Москва всегда будет оставаться в центре внимания художников и кинематографистов.

— За последние годы наш город сильно изменился внешне. Как вы оцениваете это преображение? Что больше всего нравится в сегодняшней Москве?

— Я прожил в Москве всю жизнь, и сейчас она стала действительно очень впечатляющей мировой столицей. Если раньше мы куда-то ездили и думали: «А вот у нас бы так», то сейчас такого ощущения нет. Это один из лучших городов мира — живой, красивый, чистый. Мне как раз нравится то, что с Москвой произошло, особенно в период руководства городом Сергея Семеновича Собянина. Он убрал рекламу, которая губила город, ларьки, вокруг которых собирались непонятные субъекты, рынки — рассадники криминала. Метро, транспорт, реставрация Москвы… Столица замечательно выглядит.

— У вас есть любимые места в городе?

— Я очень люблю центр города, сам живу в районе Арбата. Люблю эти арбатские переулки… Кстати, заметил, что изменилась культура существования москвичей. Появилось огромное количество кафе. В советское время этого не было, не было культуры уличных кафе, где могут собраться люди. Это очень похоже на Париж, где сами парижане уже приучены сидеть на уличных верандах. Я вижу, что в нашем городе тоже начали завтракать в кафе. Это меняет быт и придает городу шарм, соответственно, люди больше общаются. Во времена моей молодости такого не было.

— Да, летние веранды, люди сидят на подоконниках…

— Можно сказать, что изменился стиль жизни москвичей. В советское время люди встречались дома.

— Уже несколько лет в Москве реализуется программа ремонта, реорганизации советских кинотеатров — как вы ее оцениваете? Нужна ли такая программа?

— Я считаю, что это правильно. Москва вообще очень многое вкладывает в развитие культуры, это видно невооруженным глазом и выглядит очень впечатляюще. Поэтому да, это очень хорошая программа, которая позволит, надеюсь, российским картинам больше выходить на наши экраны.

— Вы сами ходите в кинотеатры?

— На премьеры только, так я редко бываю в кино…

— Вы бываете на многих кинофестивалях — в Германии, во Франции, в других странах. Насколько Москва удобна и комфортна для них?

— Я считаю, что в Москве надо проводить кинофесты, как в Торонто, в Белграде или в Пусане. Они престижнее многих крупных кинофестивалей, которые, если претендуют на высшую категорию, должны иметь премьеру. Новых картин не так уж и много, и производители предпочитают давать картины на такие киносмотры, как Каннский или Берлинский. Московский кинофестиваль в советское время был значимым событием, но в современных условиях ему трудно конкурировать с более престижными мировыми киносмотрами. А на кинофесте показывают лучшие картины, которые вышли в мире за год, что позволяет собрать очень интересную программу, в которую могут войти и фильмы, принимающие участие во всех престижных кинофестивалях. Для Москвы, мне кажется, это будет правильно. Москвичи смогут увидеть известные фильмы, и их авторы с удовольствием будут приезжать в нашу столицу, учитывая популярность Москвы в мире.

— Насколько вообще просто провести фестиваль или же кинофест с точки зрения организации и взаимодействия с городскими властями? Нет ли бюрократических препон?

— Вопрос организации вообще не стоит. Если чемпионат мира провели… Понятно, что это достижение и федеральных властей, и спорткомитета, но Москва была центром ЧМ, и огромная доля работы и ответственности легла именно на московское руководство. Если такое сложное событие провели так успешно, то кинофест не проблема.

— Почему вы вошли в предвыборный штаб Собянина? Вероятно, причиной этого как раз и стал ваш восторг от изменившегося города?

— Да, это так. Я лично знаю Сергея Семеновича, и он необыкновенно обаятельный человек, к которому я испытываю человеческую симпатию. «Мосфильм» — не бюджетная организация. Мы не получаем денег ни от федерального правительства, ни от московского. Мы живем на те средства, которые сами зарабатываем, находимся на самофинансировании. Так что прямых материальных выгод ни у меня, ни у «Мосфильма» нет. А Сергей Семенович, как я считаю, талантливый руководитель. Москва — гигантский город, мегаполис, в котором живут миллионы людей с разными интересами. Он функционирует, безопасен, находится под контролем, и видно, что им руководит очень твердая и уверенная рука. И самое главное — Москва все время развивается и меняется. Для меня выбор очевиден, я поддерживаю Собянина и не могу представить ему альтернативу. Я с уважением отношусь ко всем кандидатам. Но чтобы руководить таким городом, помимо энергии и таланта нужен еще и огромный опыт, который у Собянина есть. Он был мэром крупного сибирского города и работал в Администрации Президента. Это очень большой и сложный путь. Невозможно, чтобы человек, который руководил тремя людьми в офисе, возглавил крупный мегаполис. Потому что малейшая ошибка в этом гигантском мегаполисе может привести к ужасающим последствиям. Город сложный, многонациональный, многоконфессиональный, разный по политическим взглядам, со сложнейшей инфраструктурой. Управлять им — как рулить сверхогромным самолетом, малая ошибка — и ты в штопоре. Избирателю надо исходить из практической выгоды. Политические взгляды многих избирателей могут не совпадать со взглядами Сергея Семеновича, но я призываю подумать: политические взгляды могут быть разными, а вода, тепло и свет одни для всех. Несмотря на политику, всем нам жить в одном городе.

В городе еще много работы. Например, не хватает парковок. Мне понятна идея создания условий для пешеходов, но в современном мире автомобиль остается важной частью жизни. Надо строить парковки, в том числе подземные. Думаю, что уже очень многое сделано в области здравоохранения, но надо продолжать работу — строить больше поликлиник, делать доступ к врачам проще. Вообще Москва постоянно растет и развивается. Я поражаюсь темпам строительства — возникают целые кварталы. Я человек старомодный, но думаю, что появляется очень много интересной современной архитектуры, любопытно сделанные жилые дома. Наверное, в таком гигантском городе надо создать рынок жилья, чтобы у людей не было проблем с арендой или покупкой. В принципе, все это делается, просто надо дать возможность человеку продолжить свои начинания.

— Сейчас на «Мосфильме» тоже идет стройка…

— Вот в этом нам Сергей Семенович помог в плане согласований. У нас практически закончена первая очередь — большое здание для хранения костюмов и реквизита и новый большой павильон. Будет построен еще один павильон и киноконцертный комплекс с выходом на Мосфильмовскую улицу. И должен сказать, что в истории современной России такого строительства в сфере кино, а тем более на «Мосфильме», не было. Это дает «Мосфильму» возможность сделать большой шаг вперед.

— Несмотря на всю вашу занятость и участие в предвыборном штабе Собянина, у вас хватает времени на творчество?

— Его никогда не хватает!

Читайте наши новости первыми — добавьте «МК» в любимые источники.

Источник: mk.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

+ 26 = 32

Top