Кудрин оценил живучесть России в 20 лет

Автор: | 02.12.2019

Без улучшения экономики начнется распад государства

Сегодняшние российские власти могут два десятка лет жить без проблем, даже если ничего не будут делать. Так оценил живучесть российской экономики на Общероссийском гражданском форуме глава Счетной палаты Алексей Кудрин. Однако цена этого властного безделья будет высока: стране грозит повальное обнищание населения и отделение территорий. Решение проблемы аудитор видит в общественном контроле над силовыми ведомствами и наделении большей властью муниципалитетов. Примечательно, но, будучи министром финансов, Алексей Кудрин выступал за прямо противоположные идеи: забирать доходы регионов в пользу федерального Центра и создавать малопрозрачные федеральные резервы.

Экономика России в случае отсутствия структурных реформ может действовать в текущем режиме около 20 лет, считает Алексей Кудрин. «Можно лет 20, даже больше прожить… А потом – … еще более резкое падение уровня жизни и своего места в мире, и удержать эту большую территорию как единую – нам будет намного сложнее», – предупреждал он на сессии Общероссийского гражданского форума (ОГФ), в оргкомитет которого входит сам.

Аудитор напомнил, что трансформация страны в 1990-е годы была достигнута за счет очень высокой цены для общества. «Я когда говорил, что в 90-е годы произошла модернизация не по замыслу сверху, то я должен напомнить, сколько мы за это заплатили: развал СССР и падение ВВП в два раза, нищета, снижение продолжительности жизни, увеличение смертности – в общем, это была высокая цена», – обратил внимание глава СП, подчеркнув, что таким путем «не хотелось бы идти». «Любая такого рода модернизация – спонтанная, хаотическая, – она очень дорого обходится, и это другая цена того, если мы ничего не будем делать», – заметил Кудрин.

Глава СП также убежден, что модернизация России невозможна только методами вертикального управления без создания институтов гражданского общества. «Мы в период советского времени утратили ряд институтов, необходимых современному обществу: саморегуляция, ответственность граждан, гражданское общество, влияние политической конкуренции и прочие, которые были вот теми институтами, которые создали вот эти лучшие образцы», – отметил аудитор, подчеркнув, что такие институты невозможно «создать по подписи на указе» или «каким-то распорядительным актом». Такие институты можно только вырастить, уверен глава СП. Именно поэтому мы в результате оказались в ловушке. «Хотим построить эти институты, но у нас не получается, и поэтому получается нечто другое, что захватывает все наше пространство», – рассуждает чиновник.

 

Отсутствие институтов гражданского общества в результате порождает невозможность достижения и целей прорывного развития. «Ни цели, указанные в 2012-м по ключевым показателям экономического и социального развития, не исполнены, сейчас у нас даже падение жизненного уровня последние пять лет произошло, и мы никак не можем оттолкнуться и пойти снова вверх. Почему у нас вдруг это не работает? Ну, известный ответ, что у нас отсутствуют необходимые институты. Казалось бы, правительство тоже понимает это, пытается выстраивать новые модели, новые программы, теперь проектный подход. Но все равно это не получается, не происходит», – замечает глава СП.

Кудрин при этом надеется, что власть все же выступит инициатором изменений в стране и система среагирует на проблемы, ведь экономический рост и сохранение конкурентоспособности – общий интерес.

Под такими изменениями он понимает не только создание независимой судебной системы и политической конкуренции, но и предоставление больших полномочий муниципалитетам. Он, в частности, считает, что в стране необходимо усилить муниципальную власть, вместо того чтобы добиваться «выполнения всех задач сверху». «Надо увеличивать полномочия муниципалитетов и передавать им дополнительные бюджетные деньги», – подчеркивает чиновник в СМИ.

Схожие требования были сформированы и на самом ОГФ, где выступал Алексей Кудрин. Как следует из материалов к форуму, необходимо в первую очередь восстановление верховенства права. Достигать этого предлагается за счет расширения компетенций суда присяжных, ротаций судей и председателей судов, усиления общественного контроля за полицией и другими силовыми структурами, говорится в тексте документа, опубликованном на официальном сайте ОГФ. Кроме того, предлагается широкая цифровая открытость вплоть до предоставления данных о раскрываемости преступлений в конкретных отделениях полиции и видеотрансляций действий сотрудников силовых ведомств. Можно сделать вывод, что участники ОГФ фактически призывают к демонтажу существующей силовой системы управления в стране, так как этой теме посвящено значительное количество страниц в документе.

Второй пункт требований – честные выборы. «Это гарантия ответственной власти. Возможность сформировать, а затем поменять власть, требовать от ее представителей отчета за действия и принятые решения», – следует из материалов к ОГФ.

Здесь же организаторы форума рассуждают и о наделении большей властью муниципальных госорганов. Они, в частности, выступают за возврат прямых выборов мэров городов и за прекращение практики изъятия налогов из местных бюджетов в пользу федеральной казны. «Движение к финансовой самодостаточности регионов и местного самоуправления должно стать стратегической задачей государства. Необходимо остановить изъятие собираемых на местном уровне средств в пользу федерального (или регионального) бюджета с последующим возвращением этих средств в тот же муниципалитет в качестве межбюджетных трансфертов. Это губит инициативу на местах, ограничивает возможности жителей контролировать бюджетные расходы, умножает коррупционные риски», – считают в ОГФ. Кроме того, участники форума предлагают закрепить за местными и региональными бюджетами дополнительные источники доходов за счет налоговых отчислений, стимулирующие муниципалитеты к работе над собственной доходной базой. «Можно сделать все «промысловые» налоги (вмененку, упрощенку, патентную систему, сельхозналог) местными, а транспортный налог делить между муниципалитетом (налог с граждан) и регионом (налог с организаций)», – указывают они.

Примечательно другое. Алексей Кудрин, который сегодня выступает за наделение регионов большей властью, ранее стоял на позициях диаметрально противоположных. К примеру, за последние десятилетия серьезно были урезаны «финансовые крылья» субъектов РФ. Если в 2000 году доходы в федеральный и консолидированный бюджеты были примерно равны, то уже к 2012 году они различались практически в два раза. В Минфине, который тогда возглавлял как раз Алексей Кудрин, не слишком задумывались о большей налоговой свободе для регионов, предпочитая занижать их доходы в пользу федерального Центра. Сегодня же такой подход вроде как на словах хотят признать неправильным. Отчего же он тогда был единственно верным на протяжении десятков лет?

Эксперты объясняют, что в нулевые годы концентрация государственных финансов проводилась по причине того, что Центру нужно было выплачивать большие внешние долги. «И сегодня основные финансовые ресурсы должны быть в Центре, но сейчас можно было бы поделиться и с народом, и с регионами: повысить пенсии, не копить резервы, снизить налоги до 10% НДФЛ, да и НДС можно вернуть на прежнюю ставку. У государства нет больших потребностей в деньгах, а часть денег пригодилась бы экономике», – замечает руководитель аналитического центра «Альпари» Александр Разуваев. «Текущая экономическо-социальная система по инерции может существовать еще один-два электоральных цикла без реформ», – уверен управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский, сомневаясь, что нынешнее поколение чиновников пойдет на реформы.

 

«Если начинать работу с муниципалитетов, то стоит поднять уровень образования муниципальных служащих, перераспределить нагрузки. Но эта работа не будет иметь эффекта без улучшения законодательства, снижения волокиты, с которой сталкиваются сотрудники на местах. Силовая система управления, безусловно, имеет недоработки, но резкий отказ от сложившейся модели поведения может привести к катастрофическим последствиям для экономики. Любые преобразования должны идти постепенно», — считает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев.

 

В то же время часть экспертов «НГ» претензии общественников разделяют. «Действительно, многие проблемы России вытекают не столько из качества экономической политики, столько от слабости институтов, в частности некачественной судебной системы и силового давления на бизнес. Естественно, судебную систему необходимо реформировать через расширение компетенции суда присяжных, а над силовыми структурами установить общественный контроль», — соглашается старший аналитик «БКС Премьер» Сергей Суверов.

 

 

 

Источник

Поделиться новостью: