Москва

Почему москвичи гибнут на перекрестках: мало зебр и тормозят светофоры


Самым опасным перекрестком Москвы назвали пересечение Каширского шоссе и Шипиловской улицы на юге столицы — за три года там погибли 74 человека. Также в списке «чемпионов смерти» улица Серафимовича и пересечение Алтуфьевского шоссе с улицей Пришвина. Однако, как объяснил «МК» независимый эксперт по транспорту Илья Шафранов, в нашем городе много перекрестков имеют примерно одинаковый уровень аварийности, который к тому же сильно меняется от года к году — зависит это, помимо прочего, от изменений правил движения, принятых на конкретном участке (новые знаки, стрелки на светофорах, новая разметка, пешеходные переходы и т.д.).

— Среди основных причин аварий на перекрестках можно назвать проектирование улично-дорожной сети из соображений максимизации скорости и пропускной способности, а не безопасности. Кроме того, это ненаказуемость превышения скорости в пределах 20 км/ч, нехватка пешеходных переходов там, где они нужны, и засилье подземных и надземных переходов вместо наземных. Длинные светофорные циклы, долгое ожидание зеленого сигнала всеми участниками движения (особенно критично для пешеходов) провоцируют на нарушения, которые могут плохо закончиться. Стоит упомянуть и чрезмерное применение противогололедных реагентов, создающих грязь, которая летит из-под колес и ухудшает видимость, — поделился своими соображениями Шафранов.

По мнению специалистов, все еще сложно определить, кто гибнет на перекрестках чаще — водители и пассажиры столкнувшихся машин или угодившие под колеса пешеходы. Столкновения на перекрестках происходят чаще, однако у людей «в коробочке» шансов выжить больше, чем у пешеходов. Согласно данным ГИБДД за январь – ноябрь 2017 года, в Москве произошло 8036 ДТП, в том числе 3567 столкновений и 2863 наезда. Погибли в ДТП 439 человек, в том числе 192 пешехода (44 процента).

Среди предложений активистов — увеличение количества «зебр» на улицах и организация нескольких включений зеленого сигнала светофора в течение одного цикла. Последнее нужно, чтобы не провоцировать у пешеходов желание нарушить правила и подвергнуть свою жизнь опасности.

Однако здесь также есть свои подводные камни: по данным статистики, именно после изменения правил движения часто наблюдается всплеск аварийности.

— Выделяются места, где недавно была проведена реконструкция или изменена организация движения. Например, перекресток у метро «Каховская» около моего дома не самый большой, не слишком опасный. Но посмотрим на аварийность по годам: 2014-й — 4, 2015-й — 13, 2016-й — 2. Дело в том, что в 2015 году была изменена организация движения — со светофоров убрали левоповоротные стрелки. Первое время, пока водители не привыкли, были аварии, а потом все наладилось, — добавил Илья Шафранов.

Об изменении правил дорожного движения говорят сегодня не только городские активисты, но и представители власти. Так, например, к апрелю более 70 перекрестков Москвы будут расчерчены «вафлей» — специальной разметкой, запрещающей выезжать вперед, если уже образовалась пробка. За пересечение разметки обещают штраф 1000 рублей. Однако специалисты пока относятся к нововведению скептически — неизвестно, как оно покажет себя на практике.

Как рассказал председатель Комитета по государственному строительству и законодательству ГД РФ Вячеслав Лысаков, существует несколько способов снижения опасности для водителей и пешеходов на перекрестках. Например, в ряде европейских стран уже доказали свою эффективность участки с круговым движением вместо перекрестков: при подъезде к ним водитель всегда снижает скорость, что соответственно снижает и риск ДТП.

Однако идею о введении штрафов за любое превышение, а не только за принятые сейчас 20 км/ч, глава профильного комитета ГД не одобряет — по его мнению, здесь необходимо учитывать специфику городского движения.

— Допустимый предел 20 км, принятый для превышения скорости, отменять в настоящее время не рекомендую. Однако водитель должен выбирать тот скоростной режим, который будет безопасен. Например, если покрытие и погода хорошие, то при разрешенных 90 км вполне можно ехать 110 км. Но если дорожные условия плохие или есть иные проблемы, нужно на них оглядываться. Запрещать это законом я сейчас не вижу смысла. Однако в городе, например, можно сделать общее ограничение скорости 50 км, тогда при максимально допустимом превышении будет получаться 70 км/ч, это адекватный скоростной режим, — объяснил свою позицию Лысаков.

Однако также он отметил, что сейчас обсуждается возможность сделать «лишенческой» статьей превышение скорости более чем на 40 км/ч; напомним, что согласно действующим правилам лимит составляет 60 км/ч.

— При превышении более чем на 40 км у пешехода практически не остается шансов выжить. Поэтому в условиях города такого допускать нельзя, — добавил Лысаков.

В ряде других случаев, напротив, запланировано смягчение потенциального наказания. Например, поворот налево и разворот, когда человек не видит разметку из-за погодных условий или рискует запутаться в обилии знаков, должен перестать быть причиной для лишения водительских прав. Однако штраф за это правонарушение, как объяснил Лысаков, должен быть повышен, равно как и за отказ пропустить пешехода на переходе.

Напомним, как ранее писал «МК», специалисты по организации дорожного движения неоднократно отмечали, что повышение штрафов для водителей рискует обернуться повышением опасности для пешеходов: они будут расслаблены, считая, что вся ответственность теперь на водителе, и не перестанут набирать СМС на ходу, не посмотрят по сторонам. Безопасность на дороге, по мнению экспертов, зависит не от поиска виноватого, а от ответственного отношения всех участников движения.

Получайте короткую вечернюю рассылку лучшего в «МК» — подпишитесь на наш Telegram.

Источник: mk.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Top